Большой Международный фестиваль искусств «Пушкин без границ»
Cultural Event
06/06/2024 0:00 - 09/06/2024 0:00
Europe and North America | с. Большое Болдино | с.Большое Болдино
Cultural performance
Languages: Russian
В Большом Болдине всего пять тысяч жителей. Но миллионам людей по всему миру абсолютно точно знакомо название этого небольшого села. И пусть не все в курсе, что Болдинская осень каждый год наступает именно в Нижегородской области, главное – есть четкие и понятные ассоциации: Большое Болдино, Пушкин, русский язык, наше все
Сотрудники музея-заповедника убеждены: Александр Сергеевич живет здесь и сегодня, ходит по господскому дому, что-то пишет, и при желании все это можно услышать. В свое время он провел в этих стенах всего несколько месяцев, но натворил здесь столько, что для изучения не хватит еще 225 лет. Большого юбилея в Большом Болдине, конечно, ждали с особым чувством. К важной дате подвели завершение грандиозной реставрации и обновления комплекса. Но в том и уникальность этого места: архитекторы удалились, а усадьба, словно стряхнув строительную пыль, осталась той самой – пушкинской, живой, как и его слово.
И сюда, разумеется, пришли современные технологии. С одной стороны, парадная анфилада с исторической мебелью, которая находилась здесь во времена приездов Пушкина (круглый стол, диван, шесть кресел и две банкетки), с другой – электронная библиотека, она же интерактивный экскурсовод по пушкинским местам и строкам. Они не мешают друг другу, убеждена научный сотрудник отдела фондов Светлана Суродина. И все же с особой гордостью показывает новые экспонаты господского дома, переданные Большому Болдину в честь праздника на временное хранение Всероссийским музеем поэта из Санкт-Петербурга.
“Новые для нас, но они – те самые, принадлежавшие Александру Сергеевичу: чернильница в виде гробницы Наполеона и хрустальная печатка Пушкина”, – объясняет Светлана Суродина. Ей повезло – она держала в руках личную пушкинскую вещь, и это было, по словам научного сотрудника, “очень волнительно”.
Глава Нижегородской области Глеб Никитин тоже оказался пушкинистом. После экскурсии по обновленному дому и парку он читал любимые стихи, а позже написал свои собственные. Даже губернаторская речь с цифрами и пояснениями о том, что было сделано, кем и сколько потрачено на подготовку к юбилею, в Большом Болдине звучала не так официально и в чем-то поэтично.
“Мы задействовали практически все государственные и федеральные программы при поддержке Министерства культуры. Думаю, и болдинцы, и гости это уже отметили: гектар благоустройства самой усадьбы, шесть гектаров благоустройства вокруг села, отреставрировано около 70 фасадов домов. Теперь Большое Болдино, в том числе благодаря трассе М-12 Москва – Казань, стало гораздо ближе к другим регионам России, от столицы всего около пяти часов. И это новая точка встречи, туристическая точка на карте нашей страны. Здорово, что она посвящена великому русскому поэту, русскому языку, международному продвижению русского языка”, – отметил губернатор и пригласил всех в Большое Болдино.
Известных российских артистов уговаривать приехать не пришлось. Литературно-музыкальная миссия прибыла в Нижегородскую область еще накануне главного торжества, чтобы успеть превратить площадку рядом с болдинским прудом в концертный зал под открытым небом. Программа получила название “Отражения”, ее участниками стали абсолютные поклонники поэта, убежденные, что он и есть наше отражение: Константин Хабенский, Ирина Купченко, Евгений Миронов, Станислав Любшин, Марина Неёлова, Евгений Ткачук, Пелагея, Полина Агуреева, Лев Зулькарнаев, симфонический оркестр “Новая Россия” и Юрий Башмет, который объяснил общие ощущения так: “Под влияние Пушкина попали все. Я очень рад, что нахожусь здесь, дышу этим воздухом, вижу эту красоту и хожу, видимо, по тем же дорожкам, по которым Александр Сергеевич ходил, и чувствую себя еще более цельным человеком”.
У каждого свой Пушкин, добавляет народный артист России Евгений Миронов, убежденный, что, скорее всего, поэт был бы расстроен тем, что отмечается его 225-летие : “Потому что он не чувствовал никакого возраста в себе, хотя говорил в стихах “Ужель мне скоро 30 лет”, а в 26 в этом доме закончил “Евгения Онегина”. Но, мне кажется, самый главный секрет его в том, что он современник для нас всех. Ты открываешь книгу, или твой ребенок, мой сын, например, и у него ощущение, что это написал человек совершенно нынешний”.
Юбилей Пушкина в Большом Болдине получился очень камерным, домашним, но благодаря современным технологиям, прямому теле- и радиоэфиру легко вышел за пределы родового имения и сделал своими жителей всей страны. Ведущая Дарья Златопольская тоже говорила о невероятной современности Пушкина, о том, что главный виновник торжества, пожалуй, современнее любого из нас: “Ты читаешь его и осознаешь уровень понимания оценок, точности ситуаций, явлений, людей. Это настолько удивительно – ты в любой ситуации можешь соотнести себя с Пушкиным”.
Кстати, представляя самого юного участника “Отражений”, Златопольская сказала так: победитель конкурса “Синяя птица” скрипач Лука Моров. И здесь, в Большом Болдине, имя талантливого музыканта прозвучало не иначе как пушкинское Лукоморье.
Пушкина на это действо, разумеется, тоже позвали. Роль досталась нижегородскому актеру Ивану Пилявскому. Десять лет назад он начал играть в спектакле, где обычный человек, двигаясь от нелюбви к поэту, приходит к осознанию, что нет ничего важнее, чем понять, как можно Пушкина было спасти.
“С того момента, – объясняет Пилявский, – он для меня стал обретать образ, впечатление, запах какой-то, может быть, сущность. И когда мы приезжали сюда на открытие культурного центра и вечером пошли гулять, заглянув сквозь забор в барский домик, я – все-таки нормальный человек и понимаю, что существует, а что нет, – увидел на секунду, как дернулась занавесочка. И я решил – хороший знак. Буду считать, он все-таки одобряет то, что я делаю и как к нему отношусь”.
В Болдине установлены два памятника Пушкину. Бронзовый, задумчивый, спокойный Александр Сергеевич присел на скамью у господского дома – таким увидел поэта в 1979 году народный художник РСФСР скульптор Олег Комов. Другой Пушкин, из 1941-го, трехметровый, серьезный, идущий против ветра, наклонив голову, – работа Сергея Меркурова, известного монументами советским вождям. Каждый год 6 июня живые цветы люди приносят и тому и другому. Пушкин – он разный и для каждого свой, друг, советчик, даже оппонент, но понятный и близкий. Гений.